«Школа лидера»

     Ученическое самоуправление - одно из важнейших форм организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, программно-методического, социально-психологического характера, а также умелого педагогического руководства.
Показателем проблемной ситуации является отношение современных школьников к общественной жизни – работая с подростками, педагоги наблюдают социальную апатию, равнодушие к общественной жизни, неумение организовать жизнь сообщества, безынициативность.
Известно, что черты гражданской личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта приобретаемого в семье, школе, социальной среде и формирует в дальнейшем всю жизнь человека. Прежде всего, речь идёт о подготовке детей к выполнению роли будущих граждан общества. 
Важно осознать, что сегодняшние школьники - завтрашние лидеры общества. К тому же, старая поговорка: "Лидерами не рождаются - лидерами становятся",- сегодня не менее верна, чем когда-либо. Если мы согласны с мыслью, что "лидерами становятся", то мы должны также согласиться, что подготовка к лидерству должна преподаваться еще в школе. Навыки, полученные в результате прохождения лидерского курса, могут помочь учащимся в самосовершенствовании, улучшении жизни своей организации, жизни своей школы и села. «Школа лидер», в отличие от большинства программ, индивидуальна: ее задача помочь члену детского коллектива или организации, персонально пробудить его к активным действиям, самосовершенствованию, программированию своего будущего.
Эта программа работы детской организации предполагает выявление, стимулирование и подготовку лидеров, т.е. тех детей, которые в наибольшей степени пользуются авторитетом среди товарищей и стремятся их вести за собой, вовлекая в различные интересные дела.
Наше время - время крупных перемен в отечестве – возвращается к понятию «активная жизненная позиция» его первоначальный смысл. Однако активизировать деятельность всех сразу невозможно. Грань между «пассивом» и «активом» будет стираться постепенно. Процесс воспитания aктивнocти, подготовки лидеров управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Ведь от того, насколько активны ребячьи «вожаки», зависит успешность реализации всех планов объединений детей. 
   Цель: Создание условий для реализации лидерского потенциала подростка через активное включение его в общественно полезную деятельность, подготовка учащихся к работе в органах ученического самоуправления.
Задачи: 
-организовать взаимодействие участников сетевого проекта через деятельность «Школа лидера»;
- формировать навыки работы руководителя-лидера;
-обучать приемам и методам организации и планирования деятельности; 
-формировать  навык социальной  активности;
-развивать инициативность, целеустремленность, ответственность за себя и окружающих. 
Направления работы.
Программа теоретического курса «Школа лидеров».
Семинары-тренинги для учащихся, обучение школьного актива.
Организация КТД.
Методы работы:
игра (ролевая, игра-симуляция);
рефлексия;
мозговой штурм;
групповая дискуссия;
визуализация;
обучение по принципу «ровесник-ровеснику»;
интерактив;
метод проблемного обучения и другие.

План мероприятий «Школы лидера»

 

Тема

 Содержание

Место проведения, ответственные

Сроки

1

«Здравствуй, лидер!»

Теория лидерства.

Развитие личностных качеств

 

Теория.  Знакомство с основными понятиями лидера и руководства, определение видов лидера.

Практические занятия. Моделирование образа лидера в условиях школьного самоуправления, тестирование на определение лидерских черт в каждом из участников.

Тренинг выявления и развития лидерских качеств

Мероприятие.

Презентация «Я – лидер!»

Куртамышская кадетская школа-интернат,

Педагог-организатор,

психолог

Ноябрь

2013год

2

Развитие навыков общения и взаимодействия

Психология делового общения.

 

Теория. Определение роли психологии в деловом общении. Рассмотрение различных сторон и стилей общения.  Символы невербальной коммуникации.

Практические занятия. Игровые тренинги на тему стилей общения, преодоление барьера общения. Расшифровка символов невербального общения путём анализа всех жестов и поз в целом.

Мероприятие.

Тренинг по теме.

 

ПУ-19

Апрель 2015 год

3

Навыки успешной коммуникации

Психология работы в группе

 

Теория.

  Развитие навыков работы  с аудиторией, определение понятий деловой риторики, дизайна выступления.

Обучение формам и методам работы с группой

Практические занятия. Работа с пространством, преодоление страха, разработка дизайна выступления на публики, применение смысловых моделей, импровизация. Развитие красноречия. Деловая переписка, её основные правила. Деловое общение по телефону

Мероприятие.

Мастер-класс «Работа с группой»

Косолаповская школа

Февраль 2016 год

4

Технология работы лидера и команды

 

 

Теория. Рассмотрение понятия коллектива и рабочей группы, их характерных черт и отличий, социально-психологического. Выявление уровня сплочённости коллектива ученического самоуправления. Как лидеру сформировать команду?     

Распределение ролей и обязанностей в команде.

Практические занятия. Рассмотрение понятия уровня  подчинённости, служебной субординации. Выявление в ходе практических занятий оптимального поведения человека в рабочем коллективе.

Как провести собрание?

Как научиться принимать решения.

Тренинги на взаимодействие, сплочение.

Мероприятие.

Ролевая игра.

ПУ-19

Февраль 2014 год

5

Самоуправление в детском коллективе.

 

Теория. Для чего необходимо развитие самоуправления в условиях, характерных для современной России. Знакомство с понятием ученического самоуправления, определение основных целей и приоритетных задач, рассмотрение основных проблем и трудностей при формировании самоуправления в школе. Нормативно-правовая база.

Корпоративная культура ДО

Практические занятия. Формирование нового актива школьного самоуправления. Создание собственных законов, атрибутики.

Косолаповская школа

Апрель 2014 год

6

Структура детского самоуправления.

Теория. Изучение структуры ДО школ участников.

Практическое занятие.

Организация работы структурных составляющих

Мероприятие.

Работа в группах по планированию работы структурных подразделений ДО

Куртамышская кадетская школа-интернат,

Педагог-организатор,

психолог

Октябрь 2014 год

7

Игра как инструмент лидера.

Теория. Изучение основ игротехники,

изучение сценической речи, актерского мастерства, ораторского искусства.

Практическое занятие.

Игры с аудиторией, залом, и т.д.

Косолаповская школа

Февраль 2015 год

8

Основы диагностики.

 

Теория.

Диагностика в детском коллективе, для чего и зачем, правила диагностики, анализ данных.

Практическое занятие.

Составление диагностических инструментариев для работы в ДО

ПУ-19

Сентябрь 2016 год

9

Организация и проведение КТД, проектная деятельность

 

 

Теория.  Методика и проведение КТД, Знакомство с культурно-массовым досугом школы, основными критериями для проведения мероприятий, формирование схемы создания школьного мероприятия, привлечения средств в проведение мероприятия, контроль за качеством проводимого мероприятия.

Практические занятия. Создание, разработка и проведение планового мероприятия. Рефлексия мероприятия, работа над ошибками.

Мероприятие.

Деловая игра «Проект моей мечты»

Куртамышская кадетская школа-интернат,

Педагог-организатор,

психолог

Май 2016 год

10.

Итоговое

Конкурс детских, молодёжных объединений.

Заочный конкурс

 


 Ожидаемые результаты:
- план работы «Школы лидера»;
- умение подростков организовывать и руководить группой сверстников;
- умение принимать решения и организовывать работу детского, молодёжного самоуправления;
-  умение планировать и самостоятельно организовывать внеклассные мероприятия;
- наличие у подростков чувства социальной ответственности;
- умение проектировать и прогнозировать своё будущее.

Техническое и методическое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение  проекта  осуществляет на базе  ОУ, участвующих в реализации сетевого проекта, с привлечением узких специалистов других образовательных учреждений  социума. Методическое обеспечение образовательной программы осуществляется специалистами Куртамышской кадетской школы-интерната и включает в себя:
постоянно пополняемую и обновляемую нормативно-правовую базу;
библиотечку методической литературы в печатном и электронном вариантах; 
папки методических материалов по различным темам программы Школы; 
набор мультимедийных презентационных разработок и пособий по различным темам образовательной программы Школы;
за период освоения образовательной программы Школы каждый обучающийся получает пакет конспективно изложенных материалов занятий и приложений к ним.